Общие вопросы
Часто задаваемые вопросы о PortProtonQt
Что такое PortProtonQt?
PortProtonQt (сокращённо PPQT) — это альтернативный графический интерфейс для PortProton (и не только), оптимизированный под геймпады и большие экраны.
Как устроено управление геймпадом в PortProtonQt?
В PortProtonQt все основные действия можно выполнять с помощью кнопок геймпада.
Поддерживаются контроллеры Xbox, PlayStation
Основные действия
- D-pad — навигация по элементам интерфейса (вверх/вниз/влево/вправо): перемещение фокуса по карточкам игр, спискам, таблицам, меню и диалогам.
В FileExplorer — выбор файлов/папок.
Поддерживается повторное движение при удержании - A (Xbox) / Cross (PS) — подтверждение действия (активация фокуса, запуск игры, выбор элемента)
- B (Xbox) / Circle (PS) — назад (возврат на предыдущий экран, закрытие диалогов/меню,)
- X (Xbox) / Triangle (PS) — добавить игру (в библиотеке) или выбрать директорию (в FileExplorer)
- Y (Xbox) / Square (PS) / — фокус на поиск или переход в предыдущую директорию (в FileExplorer)
- LB (Xbox) / L1 (PS) — предыдущая вкладка
- RB (Xbox) / R1 (PS) — следующая вкладка
- Start (Xbox) / Options (PS) — вызов контекстного меню
- Select (Xbox) / Share (PS) — переключение в полноэкранный режим
- Xbox / PS — открывает оверлей с системными настройками
- RT (Xbox) / R2 (PS) — увеличить размер карточек (в библиотеке)
- LT (Xbox) / L2 (PS) ) — уменьшить размер карточек (в библиотеке)
Дополнительно в диалогах и меню
В QMenu / контекстных меню:
- A / Cross — выбрать действие
- B / Circle — закрыть
- D-pad — навигация по пунктам
В WinetricksDialog:
- A / Cross — переключить чекбокс
- X / Triangle — установить (без принуждения)
- Y / Square — установить с принуждением
- LB / RB — переключение вкладок
В виртуальной клавиатуре (при вводе текста):
- A / Cross — ввести символ
- B / Circle — скрыть клавиатуру
- X / Triangle — Backspace (удерживаемый)
- LB / L — смена раскладки
- RB / R — Shift
В FullscreenDialog (просмотр скриншотов):
- LB / RB — предыдущий / следующий
- B / Circle — закрыть
Геймпад автоматически обнаруживается с поддержкой горячего подключения и отключения.
Вибрация (rumble) активируется при запуске игры (если включена в настройках).
Как связаны PortProton и PortProtonQt?
PortProtonQt использует скрипты PortProton для своей работы. Поскольку пока он не умеет загружать их самостоятельно, PortProton должен быть установлен заранее.
Почему не доработать оригинальный PortProton?
Оригинальный PortProton основан на yad, который давно не развивается.
Это вызывает множество проблем:
- Issue #26
- Issue #416
- Судя по коду, выделенная память в yad почти нигде не освобождается, что приводит к серьёзным утечкам ОЗУ.
Кроме того, возникли сложности с системным треем: из-за ошибок в yad его пришлось переписывать под ayatana.
Чтобы исправить все эти проблемы, yad фактически пришлось бы переписать с нуля.
Однако у нас нет достаточного опыта и ресурсов для этого.
Поэтому мы приняли решение перенести интерфейс на PySide6 (Qt 6), с которым мы хорошо знакомы.
Что будет с оригинальным PortProton после выхода PortProtonQt?
PortProton — это в первую очередь набор скриптов, а графический интерфейс лишь дополнительная часть. Поэтому будут существовать оба проекта, и вы сами сможете выбрать, каким пользоваться.
Почему в интерфейсе доступны только вкладки «Библиотека» и «Настройки»?
PortProtonQt пока находится на ранней стадии разработки, поэтому часть функций оригинального PortProton ещё не реализована.
Почему у некоторых игр отсутствуют обложки?
PortProtonQt использует обложки из Steam и встроенного репозитория. Если у вашей игры их нет, значит в базе она не предусмотрена и Steam тоже ничего не вернул.
В этом случае вы можете вручную назначить обложку через контекстное меню карточки игры (пункт «Редактировать»).
Обложки должны быть размером 600x900, как в Steam. Удобный источник подходящих изображений — SteamGridDB.
Если вы разработчик и хотите, чтобы обложка вашей игры была добавлена сразу, ознакомьтесь с инструкцией:
https://git.linux-gaming.ru/Boria138/PortProtonQt/src/branch/main/documentation/metadata_override
Как добавить игру в PortProtonQt?
Есть два варианта:
- просто перетащите
.exeфайл в окно программы; - нажмите кнопку «Добавить игру».
Можно ли скрыть игры из Steam или EGS?
Да. Во вкладке «Настройки» PortProton есть пункт «Фильтр игр», где можно выбрать, какие игры будут отображаться.
Как создать собственную тему для PortProtonQt?
Подробное руководство доступно здесь:
https://git.linux-gaming.ru/Boria138/PortProtonQt/src/branch/main/documentation/theme_guide
В нём описано, как настраивать анимации, иконки и стили.
Темы имеют расширение .py. Насколько безопасно их использовать?
Все встроенные темы проходят автоматическую проверку и полностью безопасны.
Если вы скачиваете тему из стороннего источника, учтите, что файл styles.py — это Python-скрипт.
Чтобы снизить риски, PortProtonQt выполняет проверку тем и блокирует использование:
- запрещённых модулей (
os,subprocess,shutil,sys,socket,ctypes,pathlib,glob) - опасных функций (
exec,eval,open,__import__) - неподдерживаемых QSS-свойств (
box-shadow,backdrop-filter,cursor,text-shadow)
Тем не менее, всегда рекомендуется использовать только надёжные темы и по возможности просматривать их содержимое перед установкой.
Установка
| Система | Источник | Примечания |
|---|---|---|
| Fedora | Copr-репозиторий | В том же репозитории, что и PortProton |
| Arch Linux | AUR | Устанавливается через AUR-хелперы. |
| ALT Linux Сизиф | Репозиторий Сизиф (через epm или apt-get) |
Доступен только в Сизиф |
| ALT Linux P11 | для p11 (пока что) будет в таске | Добавление в виде отдельного репозитория:apt-repo add 395763apt-get updateapt-get install portprotonqt |
| AppImage | Релизы проекта | Там же публикуется список изменений |
Flatpak / Snap / NixOS
-
Snap — точно нет.
-
Flatpak — возможен, но только значительно позже. Сейчас проект находится в стадии открытого альфа-теста: большая часть функционала ещё не реализована.
Чтобы выпуск Flatpak-версии стал возможен, необходимо убрать лишнюю сущность в виде отдельного установщика PortProton. PortProtonQt должен самостоятельно устанавливать необходимые скрипты и не зависеть от пакета
ru.linux_gaming.PortProtonвнутри Flatpak, так как корректно прописать такую зависимость крайне сложно. -
NixOS — отдельного пакета пока нет. Поддержка возможна в будущем, если появятся сопровождающие.
На данный момент для NixOS рекомендуется использовать AppImage-сборку из релизов проекта.
Куда сообщить о найденном баге или опечатке?
Вы можете оставить сообщение здесь: